Русская баня, как феномен обихода наших далеких предков, сумела оставить свой след и в мировой истории.
В далеком 1633 году авторитетный немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, бывший секретарем и переводчиком во время поездки в Россию и Персию в составе посольства, направленного герцогом Фридрихом III, в своих заметках отмечал, что «в Московии нет ни городов, ни деревень, в которых бы не встречалось бань».
В Астрахани Олеарий лично посетил русскую баню, где увидел, что русские люди способны вытерпеть неимоверный жар. Немца очень удивило, что московиты получали удовольствие от раскаленного пара и порки горячими березовыми вениками.
«Когда после такого жара делаются они красные, то обливаются холодной водой. Зимой, выбежав из бани, валяются они на снегу, натирают им тело, словно мылом, а затем, охладившись таким способом, вновь входят в горячую баню. Так как бани обычно делаются возле рек или ручьев, моющиеся в них из жара кидаются прямо в ледяную воду. Эта смена разных факторов способствует их здоровью».
Позже, в средние века, другой немецкий ученый и врач Макс Платон обратил внимание на то, что в Германии и во всей Европе часто вспыхивали ужасные эпидемии инфекционных болезней – чумы, холеры, уносящие тысячи жизней. В России же урон от этих болезней был не столь велик.
Исследуя возможные причины этих фактов, немецкий медик пришел к выводу, что развитая Европа страдает из-за несоблюдения элементарных правил личной гигиены, особенно нерегулярного мытья. В «лапотной» же и слаборазвитой России даже в самых захудалых деревнях имелись бани, которые русские регулярно посещали.
С начала XIX века русская баня стала известной в Европе, особенно в той же Германии. Правда, чопорные немцы, перенимая банные традиции своего «дикого» восточного соседа, никогда не называли баню «русской».